Проблему нехватки отраслевых кадров предлагают решить госзаказом

Наиболее адекватным решением кадрового вопроса в рыбном хозяйстве является государственный заказ на определенные специальности, считают в Союзе рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки.

Общественный совет при Министерстве экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края планирует рассмотреть во втором квартале 2014 г. вопрос о создании стратегии подготовки кадров для рыбного хозяйства. Рыбопромышленникам региона предложили поучаствовать в разработке предложений к системе образования и подготовки отраслевых специалистов.

Как сообщил Fishnewsчлен совета, заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов, на сегодняшний день нехватка профессионалов к тому, что плавсостав приходится набирать по всей стране, в том числе и из людей без всякого «морского» образования. Что, разумеется, влечет за собой определенные последствия.

«Когда приходят неподготовленные люди, приходится много времени тратить на их адаптацию и обучение, иначе это создаст слишком большой риск травматизма на производстве, – отмечает Евгений Кабанов. – Но все равно, результаты работы уже не получаются такими эффективными, какими они могли бы быть с профессиональной командой».

По словам ветерана отрасли, в настоящее время рыбохозяйственным предприятиям очень нужны помощники капитана по электронике, электромеханики, рефмеханики. Сейчас чтобы укомплектовать экипаж для камчатского судна приходится распространять по всей стране информацию, что требуются специалисты. Сегодня суда могут терять один-два месяца на формирование экипажей, пока не соберут всю команду.

«В свое время, еще при Советском союзе, морские техникумы и вузы полностью обеспечивали огромный отечественный флот кадрами, – обращает внимание собеседник Fishnews. – Но сейчас старые кадры ушли на пенсию, а молодых не хватает. Раньше у молодых ребят стимулом для поступления в морские учебные заведения было получение военного звания, соответствующих знаний и навыков. Кроме того, выпускники этих заведений могли посвятить жизнь службе в армии, а после выхода на пенсию продолжить работу уже в рыбном хозяйстве и даже в отраслевом образовании. Сейчас военной подготовки в вузах нет, но Минобороны намерено ее вернуть».

Замглавы отраслевого объединения отметил, что сегодня многие учебные заведения морской направленности открыли у себя другие коммерческие специальности – юриспруденцию, экономику, менеджмент и другие нерыбацкие профессии. В то же время «чисто морские» факультеты сконцентрировались на подготовке судоводителей, судомехаников, и это приводит к тому, что рефмехаников, электромехаников и радистов для рыбацкого флота просто невозможно найти.

«Однако никто не отменял требований к минимальному составу экипажей для выхода судна в море, – напоминает Евгений Кабанов. – Сегодня вопрос стоит уже так, что через миграционную службу завозить рефмехаников из Камбоджи! Российских специалистов с опытом работы предприятия возят с Калининграда, оплачивают им и билет, и все гарантии».

Немаловажным фактом является и система подтверждения или повышения квалификации. «Если раньше диплом капитана давался пожизненно, то сейчас его необходимо подтверждать каждые 5 лет – сдавать экзамены, проходить переподготовку, что в целом обходится порядка 100 тыс. рублей, – анализирует Евгений Кабанов. – Матросу, скажем, второго класса, чтобы получить удостоверение первого класса, необходимо также потратить около 60 тыс. рублей. Иной раз, ему проще решить пойти на берег, чем тратиться».

Сейчас капитану для работы в море необходимо около 10 подтверждающих документов вместо одного. Вся эта бюрократия не прибавляет привлекательности отрасли, уверен эксперт. Точно так же не способствует росту престижа «рыбных» специальностей и политика в отношении рыбного хозяйства, при которой отсутствует какая-либо стабильность. «Это все очень взаимосвязанные вещи: политика в отношении отрасли и потребность в кадрах. Если под давлением госструктур и всех нерешенных проблем будут закрываться предприятия, то мы рискуем столкнуться с тем, что и подготовленные кадры окажутся никому не нужны, - прогнозирует представитель профессионального объединения. – Либо если мы выучим ребят, а потом по каким-то причинам направление станет неприоритетным и ненужным, и также они останутся без работы».

Наиболее адекватным решением кадрового вопроса, на взгляд эксперта, является госзаказ на определенные специальности. То есть создание бюджетных мест на приоритетных направлениях, гарантия предоставления рабочего места после завершения учебы. «Только при таком взаимодействии государства, образования и промышленности можно решить острую кадровую проблему, иначе скоро мы столкнемся с тем, что судовладельцам придется набирать команды в развивающихся странах из непрофессионалов, готовых работать за похлебку», – резюмировал Евгений Кабанов.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно