Обязательная квота малого бизнеса на участие в госзакупках окажется действенной только при разрешении факторинга

Дорожная карта правительства по совершенствованию закупок госбюджета и госкорпораций (регулируемых законами №223-ФЗ и №44-ФЗ) предусматривает установление минимальной квоты для малого и среднего бизнеса в объеме 25% таких закупок. Соответствующее Постановление Правительства ожидается в ближайшее время. Но это только формальное благо для малого бизнеса. В реальности госкорпорации или бюджетные организации требуют от поставщиков очень значительных отсрочек оплаты, что создает для бизнесменов серьезные проблемы с оборотным капиталом.

В подобной ситуации полезными оказываются инструменты факторинга, однако здесь, опять же, есть формальное, но очень серьезное препятствие. Применение факторинга при закупках товаров, работ и услуг в рамках 223-ФЗ регулируется исключительно нормами Гражданского кодекса РФ (главы 24, 43), то есть является юридически допустимым. Однако заказчики по 223-ФЗ, как правило, не соглашаются подписывать уведомления от поставщиков о смене реквизитов оплаты (то есть уступке требований в адрес факторинговой организации).

Очень похожая проблема существует и в сфере госзакупок по закону №44-ФЗ. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу факторинга. Это подтверждено Информационным письмом Президиума ВАС РФ № 120 от 30.10.2007 г., гласящему, что уступку денежного требования к заказчику по государственному/муниципальному контракту, в том числе в рамках договора факторинга, нельзя рассматривать в качестве перемены стороны государственного/муниципального контракта. Аналогичную позицию в своих последующих решениях в разные годы высказали арбитражные суды нескольких федеральных округов

Однако публичная позиция Министерства финансов РФ относительно применения факторинга в рамках №94-ФЗ (в сменившем его законе 44-ФЗ "О контрактной системе" нормы, регулирующие применение факторинга, не изменились) отрицательная. Согласно письму Минфина за подписью А.М. Лаврова от 29 мая 2012 г. N 02-11-05/1904, «…перечисление денежных средств заказчиком возможно только исполнителю государственного (муниципального) контракта. Учитывая вышеизложенное, уступка или передача права требования по государственным (муниципальным) контрактам третьим лицам не допускается».

"То есть инструкция Минфина для казначейств противоречит как закону, так и судебной практике, - пояснил руководитель службы маркетинга ВТБ Факторинг Александр Чекрыгин. - В готовящемся Постановлении Правительства эту коллизию нужно устранить, закрепив в нем следующие нормы:

  • недействительность запрета либо ограничения уступки требования,
  • порядок оплаты в результате уступки требования, предусматривающий подписание заказчиком надлежащего уведомления и перемену реквизитов платежа;
  • невозможность зачета встречных требований в отношении требований, уступленных финансовому агенту (факторинговой компании). Позицию Ассоциации факторинговых компаний поддерживает Минэкономразвития, и сейчас мы вырабатываем позицию для переговоров с Министерством финансов". 

"Факторинг в сфере бюджетных закупок выгоден не только поставщикам, он удобен и самим заказчикам, - уверен Чекрыгин. - Он обеспечивает более гибкий график поступления средств для оплаты контрактов. Например, при финансировании медицинских операций из бюджета врачам государственных клиник не придется ждать тех нескольких дней в году, в которые казначейство может перечислить нужные средства. Или дорожные работы будут выполняться тогда, когда это уместно по погодным условиям, а не тогда, когда поступили деньги, и горячий асфальт приходится укладывать в лужи или на лед.

Привлечь факторинг можно и сейчас, было бы желание руководителя госорганизации. Но одни еще просто не знают, что есть такие возможности, а другие думают: "а не сяду ли я за это?". Надо дать чиновникам полностью легитимную цепочку, чтобы никто не опасался лишиться своей должности из-за того, что воспользовался факторингом". 

Источник: klerk.ru

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно