Министр экономического развития Ростовской области А.Левченко: "Со вступлением в силу закона о контрактной системе снизится коррупционная составляющая"

В этом году стартовала реформа госзакупок. Вместо 94-гофедерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" появился новый - 44-й федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". На смену действующему в 2013 году механизму размещения заказа пришла контрактная система. Подробности о новом законе - в интервью министра экономического развития Ростовской области Александра Левченко.

- Александр Алексеевич, с 1 января вступил в действие новый федеральный закон. Чем он отличается от предыдущего? Зачем, по Вашему мнению, его надо было менять?
- Вы, наверное, знаете, что 94-й федеральный закон в последнее время все больше подвергался критике. Напомню, что он регламентировал процедуры государственных закупок. К числу основных претензий относится то, что в ходе этих конкурсов побеждает тот, кто предлагает меньшую цену. Позже может выясниться, не во всех случаях, конечно, что этот победитель срывает работу, качество товаров или услуг не соответствует заявленным характеристикам, и возникает необходимость поиска новых подрядчиков и тому подобное. Есть и другие минусы закона, но есть и плюсы.
Самый главный плюс - публичность и открытость проведения закупок для нужд органов власти. Согласитесь, раньше никто и не знал, что покупают чиновники.
Раньше объявление о госзаказе размещалось в какой-нибудь не особо пользующейся популярностью газете, выпускаемой небольшим тиражом. Близкий к источнику информации подрядчик мог выкупить весь тираж газеты и подать заявку, как единственный участник конкурса, тем самым, лишая других шанса принять участие в конкурсе. Сейчас информация о всех закупках размещается на едином сайте и любой гражданин России может увидеть, что покупают, например, местные власти на бюджетные деньги, а главное, проанализировать, на что тратятся деньги из бюджета.
Поэтому те положительные моменты, заложенные в 94-м законе, нашли свое отражение в новом, 44-м, а отрицательные - исключены. По сути, новый закон, если разбить его на три блока, - это планирование закупок, их осуществление и исполнение контрактов, - то мы увидим, что два блока нового закона практически полностью состоят из положительных практик 94-го закона, и первый блок - совершенно новый.

- Каковы основные новшества 44-го закона?
- Основные базовые принципы сохранились - это открытость, прозрачность и конкурентность для участников торгов. Одно из главных нововведений - это обязательное планирование закупок на три года вперед и на очередной финансовый год. Это нужно для того, чтобы поставщики товаров и услуг имели возможность планировать свою деятельность, вести бизнес с учетом замыслов государства, то есть, планировать свои продажи. Планы госзакупок и планы-графики являются публичными и размещаются в единой информационной системе.
Также новый закон определяет в структуре организации лиц, ответственных за полный цикл закупок - от планирования закупки до исполнения контракта. То есть, до конца 2013 года организации должны были создать контрактные службы, состоящие как минимум из двух сотрудников самого учреждения. Они были созданы в тех организациях, в которых объем закупок превышает 100 млн рублей в год. Там, где объем менее 100 млн рублей в год, назначается "контрактный управляющий" из числа специалистов опять-таки самой организации, проще говоря, "контрактный управляющий" - это специалист ведомства, который будет нести ответственность за закупки.
Появилось понятие "контракт жизненного цикла". Условно говоря, покупается некое оборудование, и в условиях размещения заказа будет прописано - "фирма берет на себя не только поставку, но и его гарантийное обслуживание в течение жизненного цикла". Если оборудованию положено работать 5 лет - значит, такой срок будет включен в условия. То же самое со строительством. К примеру, если дорога или построенное поставщиком, то есть строителем, здание должны быть, как новые в течение 10 лет, то строитель будет нести за это ответственность все 10 лет. Согласитесь, при таких условиях желание не выполнять условия контракта, заявлять одни качественные характеристики товара, а поставлять его совсем другого качества, должно отпасть.
Кроме того новый закон расширяет доступ к участию в конкурсах по предоставлению товаров и услуг малому и среднему бизнесу.
Введено новое понятие "нормирование покупок", проще говоря, установлены ограничения на закупку товаров, работ и услуг категории класса "люкс", иными словами, ограничения для чиновников на закупку дорогих автомобилей или, к примеру, мебели из ценных пород дерева и тому подобное. Ограничение может быть установлено по предельной цене или некой качественной характеристике товара.

- Что еще предстоит сделать? Кого больше коснутся появившиеся изменения - бизнеса или госслужащих и кто будет регулировать реализацию закона?
- Для поставщиков кардинальных изменений в порядке допуска и участия в торгах нет. Отмечу, что на данный момент закон "О контрактной системе" носит рамочный характер, предстоит еще издать подзаконные акты, которые будут создаваться поэтапно в течение трех лет. В том числе определится, например, перечень видов поставок и услуг, которые будут размещаться на электронном аукционе. Должны появиться нормы, касающиеся мониторинга начальной максимальной цены контракта. Появятся новые виды торгов.
Приоритетным способом закупок становится конкурс. Закупки методом запросов-котировок остаются, но не должны превышать 10% от всех закупок учреждения. В целом с принятием нового законодательства возрастет нагрузка на сотрудников бюджетных учреждений. Новая схема работы, естественно, вызывает много вопросов, поэтому в течение последнего полугодия мы активно проводили обучающие семинары, видеоконференции как для руководителей областных организаций, так и муниципальных образований. Кстати, в середине апреля у нас пройдет ежегодный региональный форум "Госзаказ Ростовской области-2014".
Курирует развитие контрактной системы министерство экономического развития России. Ответственность в регионах возлагается на региональные министерства экономразвития, причем, федеральное ведомство будет ранжировать региональные министерства по эффективности проведения ими госзакупок. Первые результаты такого рейтинга можно будет увидеть уже к концу 2014 года. Как вы понимаете, повышается и контроль, и ответственность власти за проводимые закупки.
Со вступлением в силу закона о контрактной системе снизится коррупционная составляющая. С этого года все конкурентные закупки приобретают публичный характер. Теперь заявки по каждой закупке, в том числе по котировкам, будут предоставляться в запечатанных конвертах, и содержащаяся в них информация будет оглашаться в присутствии всех заинтересованных сторон.
Кроме того каждой закупке еще на стадии внесения ее в план будет присваиваться идентификационный номер, который будет сопровождать ее на протяжении всего периода. Отследить закупку по этому номеру можно будет в единой федеральной системе, которая будет работать на базе официального сайта www.zakupki.gov.ru.

- Минэкономразвития России будет отслеживать процесс создания и развития системы госзакупок, а на кого возлагаются функции контроля за всеми этапами госзакупок?
- Это - и Федеральная антимонопольная служба, и Минэкономразвития, и органы внутреннего финансового контроля. Плюс - главные распорядители бюджетных средств будут контролировать свои подведомственные учреждения.
Также будет осуществляться общественный контроль за закупками, то есть, граждане или организации могут объединяться и анализировать работу чиновников, в том числе, инициировать проверки в отношении учреждений, преступивших закон. Можно сказать, что контроль ужесточится.

- Какова конечная цель всех этих нововведений?
- Хочу сразу отметить, что новый федеральный 44-й закон подразумевает поэтапное внедрение предусмотренных им мер. Контрактная система вводится с 2014 года, требования по размещению планов закупок, которые формируются на три года исходя из мероприятий, предусмотренных госпрограммой, вступят в силу с 2015 года, а уже в 2016 году вводится запрет на размещение закупки, не внесенной в план-график.
Конечная цель преобразований - создание единой системы в сфере закупок, которая будет открытой и понятной любому поставщику товаров, работ и услуг, что повлечет за собой расширение конкурентной среды, снижение бюджетных расходов и повышение качества услуг, оказываемых поставщиками.
 
http://www.interfax-russia.ru
Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно